От слова “куда?” дорога будет несчастливой. Тем, кто по неразумию и недалекости спрашивает: “Куда идешь?”, надо отвечать: “За Кудыкины горы”.
Всегда считалось, что если другому известны твои планы, то это – лишняя помеха. Так, беременная женщина долго скрывает от посторонних сам факт беременности. Домашние предпочитают до рождения ребенка никому не сообщать, когда именно ожидаются роды. Сказать, куда ты направляешься, подвергнуть опасности сглаза цель путешествия.
Встретить монаха – к несчастью. Встретив монаха, тут же сделай в кармане кукиш, не то ждет неприятность.
Однозначно объяснить это нелегко. Возможно, речь надо вести об опасности встречи с двойничеством: в монашестве принимается второе имя, и потому встречаешь словно бы не одного, а двоих; одному из них, неведомому, и показываешь кукиш. Может быть, причина и в том, что такая встреча сбивает бодрое самочувствие, настраивает на унылый философский лад; в таком случае дело не в неприятности как таковой, а в изменении настроения. Кукиш (жестовый мат) выполняет роль оберега. С.В. Максимов в своих “Крылатых словах” поясняет это следующим образом: “Почиталась недоброю встреча со священником, и дьяконом, и нищими еще гораздо ранее, чем появились поучения, и осталась таковою до наших живых времен. Встреча с духовными лицами почиталась несчастною с тех времен, когда языческая Русь, не всегда увещанием, а чаще насилием, обращалась в христианство и крестилась в воде и сгонялась в церкви… Время изменило это суеверие: встреча с монахом полагается теперь в числе счастливых”.
Перед дальней дорогой надо присесть и помолчать. Это – к удачному пути.
Вполне логично, потому что именно в эти минуты человек еще раз интенсивно прокручивает в голове: все ли он взял с собой? Не забыл ли документы, билет, ключи? В порядке ли оставил дом – воду, газ, свет? А молчание помогает сосредоточиться.
Если вернулся зачем-то с полпути – перед новым выходом посмотри на себя в зеркало и покажи себе язык. Можно заглянуть под коврик, половик – тоже помогает.
Мистически примета основана на том, что вернувшийся непременно должен обмануть или испугать нечистую силу (а она гнездится как раз под половиком или же заглядывает из-за левого плеча в зеркало). Заодно и дать понять, что ее не боятся. Некоторые символически меняют что-то в одежде или во внешности: надевают другой галстук, заново причесываются. Таким образом получается, что это уже другой человек.
Отправляться в дальнюю дорогу в дождь, который пошел неожиданно, – к удачному пути.
Считалось, что дождь – небесная вода – смывает все болезни и печали. С языческих времен сохранилось и восприятие дождя как небесного молока, кормящего землю и все на ней растущее. В древности Земля отождествлялась с женским началом, Небо – с мужским, оплодотворяющим. Все это вместе взятое и осталось в поверье.
Идет кто-то навстречу с пустыми ведрами – к пустому дню, пустым хлопотам. Поп, да девка, да порожние ведра навстречу – к плохим вестям.
Это поверье, как и многие другие, связанные с понятием “встреча” (“Возьми в кумовья первого встречного” и пр.), основано на том, что встреча дается человеку свыше и определяет его судьбу. Значит, всякая встреча – знак судьбы, которой не избежать. Во втором поверье к уже упоминавшимся ранее попу и пустым ведрам добавляется “девка” (девушка; слово девка не имело в старину негативного оттенка). Именно встреча с девушкой, девицей, незамужней женщиной считалась неблагоприятной, а исключительно благоприятной – встреча с беременной женщиной и теми, кто несет что-либо наполненное. Соответственно пустые ведра в руках у любого встречного воспринимаются как предупреждение свыше о грядущей неудаче, несчастье.
Встретишь утром первым мужчину – к удаче, женщину – к неудаче.
Одна из причин кроется в том, что считалось: женщина (особенно старая) гораздо чаще может сглазить, чем мужчина. Еще одна причина кроется в говорливости женщин, которые затем станут рассказывать о том, кого они встретили, как он был одет, куда направлялся и т.д.